В Краснодаре известный микрохирург Алексей Дикарев провел уникальную операцию. Он спас лицо ребенка, которого покусала собака. То, что было оторвано, врачу удалось пришить. Не делал подобного раньше никто.
В России такая операция первая. А далее… последовало увольнение Дикарева из Кубанского госмедуниверситета, где он преподавал, пишет РИА Новости.
Что случилось с четырехлетним мальчуганом
Это произошло 23 марта. Мальчик из Черкесска играл во дворе. Когда мяч закатился за собачью будку, парнишка попытался игрушку достать. Но его покусала собака. Были повреждены губы, оторваны щеки и нос. Родители, услышав крики сына, пришли ему на помощь: вызвали скорую, части лица поместили в стеклянную банку.
Через час после того, как малыш был травмирован, с Алексеем Дикаревым связались коллеги из Владикавказа и попросили его помочь. Алексей – известный специалист в области реконструктивной хирургии. На базе госучреждений врач регулярно проводит операции, преподает в КубГМУ, имеет собственный центр пластической хирургии.
Решено было вернуть оторванную часть лица на место. Черкесские врачи действовали правильно, и ткани удалось сохранить. Мальчика подготовили к транспортировке на Кубань, и после он был доставлен в детскую краевую больницу. Операционная уже была подготовлена. А инструменты, которые использовались во время операции, к слову, микрохирург разработал еще несколько лет назад.
Таких операций в стране еще не было
Дикарев отмечал, что условия там были не самые комфортные. Например, микрохирургическая клиника предполагает наличие спецкресел, чтобы не дрожали руки. Но нужно было действовать.
Операция шла пять часов. Дикарев вспоминал, что вероятности гибели носа он оценивал больше чем в 50%, губы и щек – в 70-80%. Далее велась очень кропотливая работа. Врачи каждые 15 минут смотрели состояние кожи малыша, делали массаж. Для нормализации кровотока к пришитым частям два раза в день прикладывали медицинских пиявок. И лоскуты прижились. Таких операций в стране еще не было.
Что было бы с мальчиком, если бы все пошло неудачно
За состоянием своего маленького пациента Алексей Дикарев следит на расстоянии. Говорит, что если бы все пошло неудачно, парнишке грозила бы трансплантация. И лицо малышу медики стали бы собирать из тканей с других частей тела. Лицо в итоге было бы не спасено. Мальчик не смог бы сам есть и нормально разговаривать. Дышал бы, возможно, через отверстие в горле. Реконструктивных операций потребовалось бы примерно 20. С учетом того, что на одну нужно полгода, растянулся бы этот процесс надолго. К 18 годам можно было бы ставить вопрос о трансплантации лица. Но у нас это юридически не урегулировано. А еще парню всю жизнь пришлось бы принимать препараты, подавляющие иммунитет, чтобы не началось отторжение.
Увольнение микрохирурга из медуниверситета
Состояние мальчугана стабилизировалось. Но дальше разгорелся скандал. Кубанский медуниверситет прекратил сотрудничество с микрохирургом. Причиной в вузе назвали его заявление по собственному желанию. В пресс-службе университета пояснили, что ассистент кафедры хирургии улетел на месяц за рубеж, просил предоставить отпуск и получил отказ. И завкафедрой было предоставлено от Дикарева заявление об увольнении по собственному желанию. Связаться с микрохирургом не смогли, просьбу удовлетворили. Алексей в ответ был удивлен. За рубежом он находился больше трех недель и ничего соответственно не мог подписать.
Сотрудничая с КубГМУ, микрохирург мог на базе госбольниц проводить операции, а теперь такой возможности доктор может лишиться. Ситуацию с увольнением Дикарева взял под контроль Следственный комитет.
Ситуацию с увольнением Дикарев не хотел афишировать в СМИ. О возе воспоминания он хранит со студенческой поры. Если нужно будет продолжать обучать студентов, готов к этому. С самого начала врач понимал, чем может обернуться ситуация.
Эта операция – прорыв в медицине
Немало коллег Дикарева поддержали микрохирурга. Отмечали, что такая операция – гордость отечественной медицины.
Казбек Кудзаев руководит во Владикавказе Центром ортопедии и эстетической хирургии. Он организовывал транспортировку пострадавшего от укусов собаки малыша из Черкесска в Краснодар. Объяснял, что ребенка готовы были принять и в Москве, но могло быть упущено драгоценное время. И когда есть шанс на реплантацию, нужно действовать быстро.
А еще рассказал, что звонил главный комбустиолог из Краснодара и указывал, что у Алексея не было полномочий на операцию. Все упиралось в юридические моменты. Но ведь есть тяжелый ребенок и специалист, который может его спасти. Какая в этой ситуации может быть бюрократия. Далее стало известно об увольнении микрохирурга. Причина, считает Кудзаев, что руководство решило перестраховаться. А как только дело предали огласке, тон сменился.
Как сейчас себя чувствует маленький пациент
Сейчас малыш находится в Краснодаре. За ним наблюдают врачи. Мальчик сам ест, пьет и ходит. И даже улыбается. Пациенту еще предстоят операции по пересадке кожи. Их Казбек Кудзаев готов сделать в своей клинике.
Алексей Дикарев, решаясь на операцию, конечно рисковал. Но он смог в итоге совершить чудо – спасти лицо маленького ребенка. До него такое еще никто не делал. И, возможно, эта операция, ставшая прорывной, откроет какие-то новые грани возможностей врачей-микрохирургов. Даже представить такое сложно: врачи «сшивали» под медмикроскопом сосуды диаметром менее миллиметра. Кудесники просто!