Чем болели лидеры нашей страны и кто их лечил?

Недавно ушел из жизни знаменитый кардиохирург Ренат Акчурин. Известен он стал благодаря проведенной президенту Борису Ельцину операции на сердце. Эта операция спасла жизнь Бориса Николаевича и помогла сохранить ему высокий пост. Врачи не раз спасали лидеров страны и продлевали им годы жизни. Этим медикам обязаны были Ленин и Сталин, Брежнев, Андропов и Черненко.

Борис Ельцин и Ренат Акчурин

  • Президент России Борис Ельцин, его супруга Наина Ельцина и врач Ренат Акчурин во время беседы в кардиологическом центре Москвы, 1997 год. Фото: Сенцов Александр, Чумичев Александр / Фотохроника ТАСС

В 1996 года Ельцин переизбирался на второй срок. Вот только здоровье политика серьезно «хромало». К своим 65-ти Борис Николаевич перенес пять инфарктов и следующий мог стать для него последним, пишет «Лента.ру». Поэтому в ноябре Ельцину была проведена операция аортокоронарного шунтирования.

Операция длилась шесть часов. И пока политик был под наркозом, страной управлял еще один пациент Акчурина – Виктор Черномырдин. Последний позже признавался, что его уговаривали захватить в государстве власть, но получили от него отказ.

Были опасения, что после наложения шунтов сердце Бориса Николаевича не заведется. Но все сложилось хорошо. И после операции Ельцин прожил еще более 10 лет. Бригада во главе с Акчуриным получила в благодарность шесть квартир.

Операции Сталину и Ленину

Во время революции и Гражданской войны многие светила медицины покинули Россию. А оставшиеся получили шанс сделать карьеру, о которой раньше и не могли помышлять. Например, большевик Николай Семашко, не раз арестовываемый при царской власти, стал во главе советской медицины.  Быстро заприметили большевики хирурга Владимира Розанова, создавшего и возглавившего в Солдатенковской больнице хирургическое отделение.

В 1921 году Розанов спас жизнь Сталину, у которого запущенное воспаление аппендикса грозило перерасти в перитонит. Операция оказалась тяжелой, вспоминал врач, за ее предположить было трудно. Но Сталин быстро пошел на поправку.

А вот когда потребовалась помощь Ленину, то Розанов был ассистентом у берлинского профессора, нейрохирурга Мориса Борхардта. Неотложная помощь Владимиру Ильичу нужна была, чтобы достать из его тела пули, выпущенные Фанни Каплан. Розанов предложил пулю, засевшую глубоко в левом плече, не доставать, а заняться той, которая оказалась в шее. Когда Ленин стал резко сдавать, Розанова попросили участвовать в дежурствах у его постели. У главы государства был паралич, он не говорил, общался жестами и угасал. Но никого из других врачей почти к себе не допускал.

В конце лета 1923 года Владимиру Ильичу даже стало лучше, он стал сам ходить, опираясь на палку. А потом случилась неожиданная смерть. После вскрытия, когда было оценено состояние мозга Ленина, врачи удивились тому, как у него еще работала мысль. И вообще, как долго он мог жить с таким мозгом.

Дочь Светлана о Сталине: «Лекарства отец выбирал себе сам»

Что касается Иосифа Сталина, то еще до революции он переболел тифом, заработал себе ревматизм. В 1923 году ему поставили диагноз неврастения. Последствия этих недугов сказывались на здоровье Иосифа Виссарионовича и его поведении, а возможно, что и на принятии решений.

После ухода Ленина у Сталина все складывалось удачно: в борьбе за власть он побеждал своих соперников и занимался построением социализма. Но как-то летом 1926 года с Орджоникидзе и Микояном ушел в загул. Отдых проходил в Кавказе и Сталин там отравился. Врач Виктор Подгурский при медосмотре запретил употреблять вождю народов горячительное, а принимать можно было ему мацестинские ванны. А меньше чем через год этот медик ушел в мир иной.

Есть не подтвержденная документально версия, что психиатр Владимир Бехтерев, проводя осмотр Сталина в 1927 году по поводу сухорукости, диагностировал «тяжелую паранойю». И тоже вскоре отправился к праотцам.

Через 10 лет другой врач с именем, Дмитрий Плетнев, нашел у вождя бред величия и манию преследования. И вскоре этот медик оказался на Лубянке в качестве фигуранта на Третьем Московском процессе. В 1941-м Плетнева расстреляли при наступлении вермахта на Орел, где он находился в тюрьме. Но современный историк Владимир Невежин ставит под сомнения заключения советских докторов. Разве с паранойей можно руководить государством?

1936 год. Лев Левин, врач Кремлевской больницы, рекомендовал вождю народов ограничить курение. 1927 год – доктор был арестован, осужден и расстрелян. А в 1944 году кремлевские доктора запретили Иосифу Виссарионовичу употреблять вино и пиво.

Как отмечала в своих мемуарах дочь Сталина Светлана Аллилуева, ее отец сам выбирал себе лекарства. А единственным авторитетом для него был академик Владимир Виноградов, который раз или два в год смотрел Иосифа Виссарионовича.

В 1953 году на весь Советский Союз прогремела информация о заговоре врачей. Эта террористическая группа, по заявлениям прессы, работала на иностранные разведки и имела цель устранить лидеров СССР. По стране стали арестовывать медработников разного уровня. Не обошли репрессии и Виноградова. Медик был обвинен в умерщвлении Андрея Жданова, в шпионаже на США. Виноградова, выбивая показания, пытали. А спасла врача и многих других его невиновных коллег кончина вождя народов.

Неприятностей чудом смог избежать еще один лечащий врач вождя. Александр Мясников наблюдал агонию своего важного пациента. А спустя годы в мемуарах рассказал, что атеросклероз мозговых артерий в последние годы жизни Иосифа Сталина стать быть причиной его подозрительности и жестокости, боязни врагов, упрямства и утраты адекватности в оценке людей и событий. По сути, управлял страной больной старик.

Евгений Чазов руководил лечением трех генсеков

Евгений Чазов окончил Киевский мединститут, подавал большие надежды и был назначен директором Института терапии Академии медицинских наук СССР. В стране в то время велась борьба за власть. В соперничество вступили Леонид Брежнев и экс-председатель КГБ Александр Шелепин. На важный пост начальника 4-го Главного управления при Минздраве СССР, которое обслуживало главных людей государства и хранило их истории болезни, каждый стремился поставить своего человека. И Леонид Ильич выбрал Чазова.

Брежнев произвел на врача серьезное впечатление. Статный, подтянутый, располагающий к себе и т.д. Как политика и знатока политборьбы своего нового пациента врач ставил выше остальных. Чазов считал, что Брежнев знал человеческую натуру и человеческие слабости.

Леонид Брежнев и Евгений Чазов

  • Леонид Брежнев и Евгений Чазов, 1978 год/ Фото: Мусаэльян Владимир / Фотохроника ТАСС

В должности врач оставался 20 лет, он руководил лечением трех генсеков (плюс к Брежневу это были Юрий Андропов и Константин Черненко) и также лидеров многих других коммунистических государств. Врач не просто следил за лечением госдеятелей, но и продлевал им жизнь.

Брежнев со временем все чаще не выдерживал рабочих нагрузок и сложных ситуаций. Происходившие срывы скрыть было невозможно. Объясняли их разными причинами: сердечными приступами, нарушениями мозгового кровообращения, иногда придавался и политоттенок.

А Брежнев чудил. Например, посмотрев фильм «17 мгновений весны» просил Андропова разыскать Исаева.

Чазов удивлялся перерождению Брежнева, что когда-то этот дряхлый старик был статным красавцем. И еще этот доктор отмечал, что часто губят не болезни, а пороки.

Еще, если бы не доктор Чазов, могла бы не сложиться карьера Андропова. В 1966 году Юрию Владимировичу диагностировали гипертоническую болезнь и инфаркт миокарда, и врачи предложили перевести Андропова на инвалидность. А это бы означало конец его политкарьеры. Но Чазов отмел поставленные диагнозы и установил, что осложнения являются следствием серьезной болезни почек. И подобрав лекарственные препараты, поставил Андропова на ноги. А Андропов потом стал по главе КГБ. Чазов отмечал, что последние 18 лет жизни Юрий Владимирович прожил благодаря ему.

В противовес этим пациентам, к Михаилу Суслову Евгений Чазов подход так и не нашел. Суслов врачей не любил и им не доверял.

Михаил Горбачев был относительно молодым руководителем государства. И ему кардиолог не требовался. И еще Михаил Сергеевич хотел окружить себя своими людьми. Поэтому Чазов стал при этом правителе главой Минздрава СССР, что было более престижным, но менее влиятельным. С Горбачевым Чазов сначала были друзьями, а потом сделались врагами.

Сейчас к светилам медицины можно попасть, в том числе имея деньги. Открываются при помощи капиталов многие медицинские двери. Но не всем врачи при этом могут помочь. Иногда бывают случаи, когда и горы в руках у пациента золотые, а врачи насчет его здоровья разводят руками.