90 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и в итоге затонул советский ледокол «Челюскин». Выживать в экстремальных условиях пришлось экипажу судна, участникам арктической экспедиции и вахтовикам-полярникам с семьями. Всего 104 человека.
Из того, что успели снять с парохода, был построен лагерь. Морозы доходили до 50 градусов, людей преследовал страх смерти. Но такое непростое существование не превратилось для них в борьбу за жизнь любой ценой, где каждый сам за себя. И еще в этой невероятной зимовке никто не погиб, пишет «Лента.ру».
Трагедия ледокола
Несколько месяцев вросший в лед пароход «Челюскин» дрейфовал в Чукотском море. Пронзительный холодный ветер, непрекращающаяся полярная ночь – все уже стало привычным. Но 13 февраля 1934 года случилось ЧП. Сдвинувшийся лед пропорол левый борт, и образовалась огромнейшая пробоина. При общей длине корпуса парохода в 94,5 м пробоина была около 30 м. Начальник экспедиции Отто Шмидт вспоминал, что через два часа все было кончено. Но за это время без всякой паники люди смогли вынести с тонущего борта запас продовольствия, палатки, радио, спальники. Всем удалось сойти с парохода. Правда, один человек погиб. Это был завхоз, которого придавило бревном и он исчез в воде.
Как только была налажена связь с Большой землей, радист сообщил о трагедии. Была создана правительственная комиссия и началась спасательная операция.
Советская Арктика
Официальная история советской Арктики началась с 15 апреля 1926 года. Тогда вышло постановление об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане. Но одно дело о владении объявить, а другое – начать осваивать. Главной задачей стала прокладка Северного морского пути, который связал бы европейский север страны с ее Дальним Востоком. А для этого требовалось немало. И метеорологические станции, и точные карты, и надежные суда, и стабильная связь. Нужны были научные знания об особенностях Арктики.
К вопросу о возможности регулярных рейсов за одну навигацию
В 1932 году экспедиция под руководством Отто Шмидта прошла за одну навигацию (без зимовки в Арктике) от Архангельска до Петропавловска-Камчатского. Сделано это было на пароходе «Сибиряков», где капитаном был Владимир Воронин. ЧП с пароходом за время пути произошло (был потерян гребной винт), но до Камчатки «Сибиряков» все-таки добрался.
Этот опыт был оценен положительно. В том же году было создано ГУ Севморпути, у руля которого стал Отто Шмидт. А в следующем году Отто Юльевич решил повторить путь «Сибирякова», но уже на другом пароходе, который был создан в Дании и назван «Челюскин». Целью похода было доказать возможность регулярных рейсов за одну навигацию.
Из Мурманска «Челюскин» вышел 2 августа. На борту находилось 112 человек. Капитаном парохода был Владимир Воронин, руководителем экспедиции – Отто Шмидт. Отношения между этими людьми складывались непросто.
«Челюскин» в ледовом плену
В первые дни путешествия пароход получил повреждения. Воронин настаивал на возвращении, Шмидт – на продолжении похода. И далее он проходил вполне штатно. 31 августа даже ознаменовалось появлением нового пассажира – у жены геодезиста родилась дочурка.
А 8-9 сентября «Челюскин» столкнулся с тяжелыми льдами. 15 сентября – борт покинуло несколько участников экспедиции. Они были переправлены на собачьих упряжках на небольшой остров. В конце сентября погода сделалась хуже. «Челюскин» начал вмерзать в лед, и 11 октября это произошло окончательно. Дрейф со льдом продолжался четыре недели – в сторону Берингова пролива. Но разыгравшийся шторм отбросил пароход вместе со льдами на север. Начался обратный дрейф, борт потащило в Чукотское море.
До весны из ледяного плена пароходу было не выбраться и все находившиеся на борту готовились на нем зимовать. Топлива и продовольствия, к слову, было в достатке.
А 13 февраля с бортом произошла трагедия. От очередного сжатия его корпус лопнул и «Челюскин» пошел ко дну. А люди, спасшие много необходимых вещей и провиант, вынуждены были в тяжелейших условиях зимовать.
Катастрофа челюскинцев не деморализовала, но револьвер однажды Шмидту достать пришлось
Вынужденная зимовка челюскинцев в официальной советской прессе преподносилась как образец коммунистической дисциплины и стойкости советского человека. А что делали в это время люди, оказавшиеся на льдине? Буднично решали, как им можно спастись. И выходом было наладить жизнь на льду. Нашлись в коллективе и те, кто был за «переход» (который неизвестно чем бы закончился – без снаряжения, с участием женщин и детей). Но Шмидт достал револьвер и сказал, что лично застрелит первого же «пешехода».
Челюскинцы взялись за работу. Был построен барак, установлены палатки, организованы обогрев, питание и надежная радиосвязь. Также решено было строить аэродром (после разломов его переносили и восстанавливали целых 13 раз). И еще на сооруженной вышке был установлен красный флаг.
В лагере для поднятия духа выходила стенгазета, а Шмидт прочел несколько лекций, посвященных историческому и диалектическому материализму. В наличии у зимовщиков имелся патефон, который скрашивал их досуг. Также люди коротали время за картами и чтением книг, которых было всего четыре.
Опасения челюскинцев
Жизнь на льдине была налажена, но вот будущее вызывало опасения. Так, Воронин и Шмидт боялись наказания за гибель борта. В лучшем случае грозила отставка, в худшем – расстрел. Прояснилось все 27 февраля. В полученной радиограмме сообщалось, что страна собирала силы и средства для спасения отважных зимовщиков, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к пантеону героев.