В период Большого террора в рамках «национальных» операций НКВД проводилась и греческая. Это были репрессии против греков СССР, которых ждал расстрел или отправка в ГУЛАГ. Главный этап этой операции был начат 15 декабря 1937 года. А репрессии продолжались и в 40-е годы прошлого века. Греков массово депортировали в Казахстан и Сибирь. Почему Сталин был так негативно настроен к этим людям, и как им жилось в изгнании?
- Фото с ТГ-канала Сибирский экспресс, публикация «Годовщина «греческой операции» НКВД. Как выживали депортированные в Сибирь: «Крапиву, лебеду ели»
Всего во время Большого террора НКВД было проведено 14 нацопераций. Против греков по счету нацоперация была 13-й, пишет ТГ-канал Сибирский экспресс. Акции были направлены против народа, представители которого жили в Советском Союзе, но у них было свое государство за пределами СССР.
В 1937-м году в Союзе жило около 300 тысяч греков. В 1937-1938 гг. арестовано было свыше 13 тысяч человек. В основном это коснулось мужчин репродуктивного возраста. Кого-то из них объявили английскими, немецкими или японскими шпионами, оставшихся – контрреволюционерами. Иногда следователи объединяли несколько человек в контрреволюционную группу. Об этом рассказал Иван Джуха, изучающий «греческие» репрессии. Вообще же греки, проживающие в то время в Советском Союзе, представляли в основной массе сельское население и к советской власти были лояльны.
Жертвой гонений на греков стал и дед Ивана Джухи Иван Григорьевич, который был расстрелян в 1938 году. Дед возил камни в Донбассе. Иван поставил там ему «кетонаф» - «пустую могилу», так как место захоронения деда ему неизвестно.
В ходе «греческой операции» из 13,5 тысяч арестованных только 2 тысячи избежало расстрела. Больше тысячи из них попали на Колыму. После было три волны депортации греков. Всего было депортировано около 60 тысяч человек.
Из Краснодара в Красноярск
Из Краснодарского края в красноярском эшелоне ехали родителей Любови Мейханеджидис (до замужества ее фамилия была Лукиди). Любовь Юрьевна родилась в 1949 году в сибирской ссылке. Сейчас она живет в селе Туруханск.
Выслали маму Любови вместе с тремя детьми от первого брака с мужем-греком и его родными. Родители были отправлены в деревню Селиваниха, где оказалось всего шесть домов. Как жить? Люди строили землянки, собирали на чужих участках картошку, ели крапиву и лебеду. Позже отец стал работать в совхозе.
В 1960-х годах семья отправилась в Казахстан. Любовь там повстречала своего будущего мужа Ивана. Иван, Любовь и их дети перебрались в Туруханск в начале 1980-х.
Почему в СССР ссылали и убивали греков
У исследователя Ивана Джухи на этот счет есть свои предположения. Он считает, что свою роль в этом сыграли три поражения Сталина в Греции. Например, одно из них, когда к власти в Греции в 1936 году пришел генерал Иоаннис Метаксас. С его именем связано жестокое преследование Компартии в стране. А Сталин на эту политическую структуру как раз делал ставку. Еще одним поражением Иван Джуха назвал конец весны – про начало лета 1944 года, когда Греция в перекрое Европы после войны вошла в сферу влияния Великобритании, а не СССР, чего хотел вождь народов.
Национальность дороже награды
Как отметил исследователь, в первые годы на спецпоселениях была высокая смертность. Греки трудились за зарплату, жили не в бараках, правда, уходить от спецпоселения дальше, чем на пять километров, им было нельзя. Тем, кто ослушался, давали 25 лет каторги. В Красноярском крае депортированные работали на лесоповалах, рыбном промысле и сельском хозяйстве. В Кузбассе – в шахтах, на заводах и железных дорогах. Георгий Криони трудился на шахте. Ему хотели дать Героя Социалистического Труда, но для этого требовалось отказаться от своей национальности. Георгий не стал этого делать и награду не получил. Таких историй немало.
Дальнейшая судьба греков, которых затронула нацоперация
Депортированным греческим семьям, члены которых находились в разных поселениях, в 1949 году было разрешено воссоединиться. Много людей уехало из Сибири в Казахстан, где оказались их родные. Спецпоселения были отменены в 1956 году. Некоторые из репрессированных решили вернуться в Крым, Краснодар и Грузию. Но, практически, на пустое место. Так как дома и конфискованное имущество им не вернули, никто не думал и как-то компенсировать это людям. Многие греки остались жить за Уралом, хватало и тех, кто эмигрировал в Грецию.
И еще одна непростая история
Не только Иван Джуха пытается сохранить память о том трагическом времени. Сын арестованного в греческой операции Александр Дионисиади тоже написал о своей семье. Они проживали в Грузии, в Тбилиси. 15 декабря 1937-го маленькому Александру было три года. Чекисты пришли в их квартиру с обыском и арестовали отца. Отцу вменялись обычные по тем временам, но, тем не менее, абсурдные вещи: антисоветская пропаганда, террор (найденная охотничья двустволка) и шпионаж (подаренный фотоаппарат). До ареста отец Александра Дионисиади вел переписку с крупным деятелем Компартии Греции и получал от него греческие газеты. Отца за это обвинили в получении и распространении фашистской литературы. А пишущая машинка, на которой мама Александра перепечатывала строительные сметы мужа, оказалась свидетельством тиражирования литературы.
Отца Александра Николая не расстреляли. В лагере он смог выжить. Мать отца, не дождавшись его, уехала в Грецию и там от тоски по родным, которых больше так никогда и не увидела, сошла с ума. А в 1949 году отец еще раз был арестован за шпионаж. Он был отправлен в бессрочную ссылку в один из красноярских поселков, где работал в химлесхозе. В следующем году мать Александра из Тбилиси с тремя детьми перебралась к отцу. Семья жила в поселке Заводовка, где основным занятием населения была добыча живицы. Эта работа была просто адской.
В судьбе этой семьи были неожиданные повороты. Так, Александр, когда вырос, стал ходить на малых судах по рекам Сибири. Отец стал работать в греческом посольстве в столице страны. Семья соответственно перебралась в Москву. После перестройки Александр неоднократно приезжал в Грецию.