О том, что Екатерина II меняла мужчин как перчатки, наслышаны многие. Но не так уж там все было и беспорядочно, преувеличений в таких слухах тоже хватает. Так сколько же было у «шальной императрицы» фаворитов?
По мнению историков, интим был у Екатерины не менее чем с двумя десятками мужчин. И только с немногими императрица сходилась надолго. При этом такие отношение не были преградой тому, что во время них Екатерина могла ненадолго «упасть в объятия» кого-то еще, пишет «Кириллица». В свою очередь и некоторые постоянные любовники императрицы могли во время романа с ней позволить себе «клубничку» – сходить на сторону.
В 16 лет Екатерина стала женой наследника российского престола, будущего императора Петра III. Были ли у нее до этого интимные отношения – история умалчивает. Известно, что близость между супругами короткое время была, а вот общность официальных детей оспаривается. И сама императрица прикладывала руку к распространению таких слухов. К примеру, что наследник престола Павел Петрович был рождён ею от её любовника Сергея Салтыкова. Правда может такими слухами Екатерина хотела скомпрометировать наследника, которого незаконно она отстранила от власти после убийства его отца. Про дочку Анну, которая умерла в младенческом возрасте, цесаревич Пётр писал, что свое отцовство он не признает. По мнению историков, эта девочка, скорее всего, была дочерью польского вельможи Станислава Понятовского – следующего любовника Екатерины.
Григорий Орлов
12 лет продолжалась связь Екатерины с гвардейским офицером Григорием Орловым, с которым она познакомилась в 1760 году. Когда дама вступила на престол, то хотела сделать Орлова своим мужем. Но женщину отговорили по «госсоображениям». Еще при Петре III у Екатерины от Орлова родился сын. Последний стал родоначальником графской семьи Бобринских. О том, что у Екатерины во время связи с Орловым был кто-то еще, неизвестно. А вот о мужчине того же сказать нельзя. Ходили слухи, что Орлову дали «от ворот поворот» из постели Екатерины, потому что Григорий изнасиловал свою юную кузину 13-ти лет и она от него забеременела.
Далее любовником высокой особы стал Александр Васильчиков, а после – Григорий Потемкин.
Григорий Потемкин
Отношения этих двоих длились до самой смерти Потемкина, который покинул прекрасный мир в 1791 году. Оба имели связи на стороне: императрица заводила любовников, а Потемкин сожительствовал со своими племянницами. Историки склоняются к тому, что Екатерина и Григорий в 1774 или 1775 году могли быть тайно обвенчаны.
Текущей страстью «шальной императрицы» Григорий перестал быть уже в 1776 году. Но был вхож в покои Екатерины, а еще поставлял ей любовников. Так, шесть человек, представленных Потемкиным, побывали фаворитами Екатерины. А сколько еще было у нее мимолетных увлечений. Самая долгая страсть среди них была у Екатерины с Александром Ланским. Мужчина был младше дамы на 29 лет. Жизнь его внезапно оборвала болезнь.
Последним любовником императрицы стал юный Платон Зубов. На то время Екатерине было 60 лет, а Платону всего-то 22 года. К возвышению молодого человека Григорий Потемкин отношения уже не имел. Связь Екатерины и Зубова продолжались до ее смерти. А потом Зубов отличился еще и тем, что стал одним из ключевых организаторов и исполнителей убийства императора Павла I – сына Екатерины.
Влияние фаворитизма
После рождения в 1775 году дочери Елизаветы, больше детей у Екатерины не было. Оставляя своих фаворитов, Екатерина их щедро вознаграждала.
Фаворитизм был пороком и слабостью русской власти. Иностранные послы и резиденты внимательно следили за моментами смены любовников императрицы и через них старались оказать влияние на политику России. Периоды такой смены напоминали времена междуцарствия, когда госдела решались кое-как, так как никто не знал, кто же будет возведен на высшую ступень могущества. И щедрость императрицы к любовникам обходилась казне недешево. За время царствования Екатерины II сумма подарков приблизилась к 100 млн руб., бытовавших в то время.
Фаворитизм развращал весь стиль госуправления. Так, в последний год правления Екатерины совершалось много преступлений, дерзость и безнаказанность которых зашкаливала.