30 лет назад, в феврале 1994 года, был расстрелян маньяк Чикатило. Этот кровавый душегуб убил не 43-х человек. Его образ оставил заметный след в масс-культуре, а преступления вошли в учебники по криминалистике. Задержанием маньяка занималась группа во главе с Иссой Костоевым, зам. руководителя отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры РСФСР. Что вспоминает следователь о Чикатило?
- Фото – скриншот из ролика «Самый страшный маньяк СССР: почему Чикатило так долго ловили?», YouTube-канал «Теория всего»
Костоев немало общался с этим преступником, отметил, что ничего кроме мерзости в этом маньяке не было. Чикатило говорил, что не заслуживает жизни, писал ходатайство с просьбой уничтожить его как ошибку Бога. Но на самом деле маньяк очень хотел жить, пишет «Лента.ру».
После первого же преступления Чикатило убедился в своей безнаказанности. И хотя он попадал в поле зрения следователей, никто его не проверял. Чикатило был внештатным полиции, может это сказалось. И еще преступнику очень везло: то его группа крови была неверно определена, то его по каким-то причинам вычеркивали из рапортов наблюдений.
Оказалось, что за один эпизод с Чикатило (расправа над школьницей) наказание понес другой человек. Высшую меру получил Александр Кравченко. Маньяк об этом хорошо знал, что только вдохновило его на новые преступления.
Внешне Чикатило казался невозмутимым, молчаливым, настойчивым. Но за этими качествами скрывалась другая личность – мстительная и жестокая.
Одно из ярких воспоминаний о работе с Чикатило Исса Костоев считает случай на берегу водоема. К следователю Чикатило был прикован спецнаручниками. Но здесь браслеты соединяла не маленькая цепочка, а трехметровый трос. Группа выехала на место преступления, где Чикатило убил 11-летнего мальчика. Сначала маньяк изнасиловал ребенка, а потом нанес ему более 40 ножевых ранений. Обвиняемый показал, где повстречал мальчугана, а потом бросился бежать, да так, что Костоев не удержался на ногах и преступник буквально тащил его за собой по песку. Что случилось?
Сначала Костоев решил, что Чикатило решился на побег. Но потом выяснилось, что рядом находилось предприятие, где работали родители погибшего мальчика. Узнав, что прокуратура на место преступления привезла убийцу, люди с предприятия пошли, чтобы расправиться с маньяком. Вот он и побежал, хотя сам утверждал, что не имеет права жить после своих преступлений.
Как отметил Исса Костоев, наука говорит о том, что маньяк не может без расправ. Появиться такой душегуб может где угодно. К сожалению, до расправ выявлять таких злодеев люди еще не научились. Но в целом маньяки и серийные убийцы появляются там, где неважно ведут свою работу следственные и оперативные органы. Если подразделения добросовестные и настойчивые, то даже и появись маньяк – развернуть свою преступную деятельность ему не дадут. Единственной причиной появления маньяков Костоев считает безнаказанность.
И еще следователь говорит, что не знает ни одного дела о серийных убийцах, где в процессе расследования не появлялись бы незаконно привлеченные к уголовной ответственности или незаконно осужденные. И также не знает ни одного дела о маньяках, где не вскрывались бы эпизоды, скрытые от учета. Например, суициды, или эпизоды, списанные на несчастные случаи.
Работа правоохранителей и следственных структур оценивается в процентах. И ее главным показателем является не реальная безопасность, а «палочная система». Состояние законности в регионе оценивается в «палках» – уголовных делах, которые были раскрыты.
Главный ориентир для правоохранителей – динамика, демонстрируемая относительно того же периода прошлого года. И пока так происходит, будут и новые злоупотребления, и новые маньяки и те, кто осужден без вины. Зло здесь в том, что расправа совершена в условиях неочевидности, нет свидетелей, кого же искать? Вот и думают некоторые правоохранители, как бы не работать и дело списывается под надуманным предлогом. А еще в ход иногда идут уговоры непричастных к преступлению (преступлениям) взять вину на себя.
И самое страшное, что в стране не отыщется дел, чтобы оперативников, следователей и судей привлекли к ответственности за то, чтобы был осужден невиновный.