Четверть века назад в Самаре в пожаре погибли почти 60 сотрудников МВД

Самый страшный пожар в истории МВД России произошел четверть века назад. Это случилось 10 февраля 1999 года в Самаре, когда сгорело здание областного УВД. 357 человек получили тогда разные травмы, а 57 сотрудников сгорели. Об этой трагедии узнала вся страна. Виновников пожара не установили, и через год уголовное дело было прекращено.

Пожар в УВД в Самаре

В тот день органы внутренних дел Самарской области работали в усиленном варианте: проводилась работа по зачистке от бандитов Волжского автозавода в Тольятти, находившегося под контролем оргпреступности, и также в Самаре находилась певица Лариса Долина, а милиционеры должны были охранять концерт этой исполнительницы, пишет «Лента.ру».

Около 16.30 в тот день в здании УВД стал ощущаться дым. Далее он рассеялся. Но в 17.00 на втором этаже возникло новое задымление. Милиционеры начали вскрывать кабинеты, в одном из них обнаружили горящую урну и залили ее водой. Вроде бы дело сделано, все. Но далее, через полчаса, в здании начал мигать и выключаться свет. Включились пожарные оповещатели. Раздались сообщения, что в управлении пожар и всем нужно пройти к эвакуационным выходам. Но затем эти сигналы прекратились. Люди подумали, что включение было случайным. Но оказалось, что просто сигнализация сгорела первой. Только в 17:52 была объявлена эвакуация. 

В здании и до этого, к слову, случались пожары. Однако при разгуле огня в те разы не было жертв. Проводились при этом регулярные противопожарные тренировки. Только эффекта они не принесли, так как часть сотрудников только сделала вид, что выходит на улицу. 

В 17:56 к УВД подъехала первая пожарная машина. Но старший прапорщик Виктор Жуков констатировал, что дело плохо. Он сообщил, что из окон третьего, четвертого и пятого этажей валил черный дым, кое-где выбивалось пламя, из проемов окон люди просили о помощи, была и погибшая – обгоревшая женщина. 

Очевидцы тех событий вспоминали, что люди, пытаясь спастись, висели снаружи окон. В первые 20 минут пожара, как следует из документов расследования, было спасено почти 60 человек.

Как пожарники пробирались в здание 

Здание областного УВД было построено в форме буквы «Г». К нему примыкали еще здания управлений ФСБ и ФСИН. Вместе эти объекты образовывали квадрат. Внутренний двор был забит разными вещдоками: машинами, мебелью и другими предметами. Как было сквозь них пробраться? Начальник строевого отдела УГПС Самары Николай Быков вспоминал, что пожарники выламывали крышку багажника припаркованной во дворе машины, ставили туда «трехколенку» и по ней добирались наверх. Командир пожарного отделения Сергей Гуров вспоминал, что на пятом этаже было много людей. Мертвых. Чтобы умереть, хватало буквально двух вдохов ядовитого дыма. Поливали пожарники лежа, как будто бы в никуда.

Пока в здании УВД бушевал огонь, сотрудники, находившиеся в зданиях управлений ФСБ и ФСИН, работали. От милицейского управления эти здания противопожарные стены. На втором и четвертом этажах были проходы, закрытые дверями. Примерно в шесть вечера в одну из таких дверей во ФСИН постучали. За дверью оказался мужчина – без волос и в сгоревшей одежде. Сотрудники ФСИН как могли старались помочь своим соседям-милиционерам. Так, Виктор Шеин вместе со своими коллегами спас в итоге больше 15 человек.

Уже в 18:10, когда стали массово прогорать перекрытия, по словам очевидцев, живых в здании не осталось. Спасти людей из горящего управления пытались примерно до 18.30. А в 18:45 была дана команда отойти всем от здания на безопасное расстояние. По словам очевидцев, в подвале управления лежали сотни килограммов взрывчатки. А если бы огонь добрался и до нее?

Лишь в 22.51 удалось формально остановить распространение огня. А потушили пожар только на следующий день – после пяти утра.

Расследование страшного происшествия

Было возбуждено уголовное дело – по ч. 2 ст. 168 УК РФ (Уничтожение имущества по неосторожности, повлекшее тяжкие последствия). Расследование забрали в Генпрокуратуру. Руководителем следственной группы назначили Леонида Коновалова, ст. следователя по особо важным делам ГСУ Генпрокуратуры. Также в состав группы вошел Владимир Соловьев, ст. прокурор-криминалист отдела криминалистики того же ведомства. Костяк группы образовывали оперативники и прокуроры Самарской области. 

Всех погибших удалось опознать на восьмой день после пожара (по украшениям, документам, но в большинстве своем – по пострадавшей в огне одежде). Большинство из погибших умерли от отравления продуктами горения.

Бандитский след?

Как оказалось, пламя вспыхнуло сразу в пяти местах. Был сделан вывод, что здание УВД подожгли. Сергей Степашин, министр внутренних дел России, потребовал переквалифицировать уголовное дело на статью о теракте. Также Степашин говорил в части поджогов, что оргпреступность хотела избавиться от уголовных дел по захвату автозавода. Ведь в сейфах сгорели результаты оперативных разработок, уголовные дела, погибли люди, имевшие отношение к следствию. Но на самом деле из серьезных уголовных дел пожар уничтожил лишь дело серийного убийцы – Лесной маньяк орудовал в регионе в 1997-1998 гг. 

Женский след?

Установить, что же произошло в действительности, помог случай. Как оказалось, у одного из милицейских руководителей был тогда день рождения. И в его кабинете собрались коллеги. Вскоре повалил дым и все бросились от него спасаться. Руководитель замешкался и отрезанный огнем вынужден был покинуть здание через окно. Этот свидетель дал потом точные показания, как же по зданию распространялся огонь. 

В кабинете, с которого все началось, работали две женщины-следователя. Одна собиралась на день рождения, а вторая – отправиться на концерт Долиной. И обе они ушли из кабинета в 16.00. До этого дамы навели красоту, используя, в том числе и лак для волос. Пустые баллоны от лака они выкинули в полиэтиленовую мусорку, и одна из сотрудниц, покидая рабочий кабинет, бросила туда же пепельницу с непотушенным окурком. Форточку она закрыла, потому что на улице было прохладно. Здесь и возник первый очаг пожара.

Из-за этого окурка загорелись баллоны из-под лака, бумага, которая находилась в мусорном ведре. Затем стала гореть нижняя часть стола, корзина расплавилась, и полиэтилен потек, оказавшись в кабельном канале. Огонь без притока воздуха погас. А вот в перекрытиях он, напротив, стал распространяться. 

Предполагаемый поджог был исключен.

Женщин много раз допрашивали, и каждая из них уверяла, что покинула кабинет первой. Следственным путем их слова опровергнуть не смогли. Также было понятно, что злого умысла в действиях дам никакого не было. И весной 2000 года расследование уголовного дело было приостановлено. 

Что происходило дальше

Траур по погибшим был объявлен спустя неделю, 17 февраля. Тогда же официально были озвучены версии причин пожара. 

Погибшие упокоились на Рубежном кладбище, это место назвали аллеей погибших милиционеров. А в 2020 году часть аллеи захватил цыганский барон и возвел своему ушедшему в мир иной родственнику большой монумент, затмивший могилы погибших милиционеров. Было несколько решений судов о демонтаже некрополя, но к февралю текущего года это так и не было сделано. 

Сгоревшее здание областного УВД было снесено. На его месте в 2003 году начали строить новое, но объект этот превратился в долгоиграющий недострой. Те же, кто пережил тот ужас, отмечают, что нельзя строить дома на костях. 

***

Ужасная история, трагическая, грустная, страшная. А все началось банально с какого-то непотушенного окурка, небрежно выброшенного в мусорное ведро. 

Сейчас для курящих отводятся в общественных зданиях определенные места, где они могли бы всласть «подымить» или не отводятся вовсе. И это в какой-то мере снижает риски возникновения возгораний. Но все равно бдительность на этот счет никто не отменял. Нужно быть внимательным и к своим действиям, и к действиям других людей. Например, не проходить мимо «небольшого костерка» в мусорке или относиться внимательно к задымлению «в банке» на общем балконе. 

И к противопожарным тренировкам стоит относиться очень серьезно и объяснять всю их важность детям. Школяры, студенты иногда «плачутся» взрослым, что вот их опять гоняли на улицу, и они стояли там некоторое время почем зря. Но ведь не зря же? Нужно точно знать, куда идти/бежать в здании случае опасности и хорошо понимать, каким образом можно спастись. Ведь если бы милиционерами не был сделан вид, что они спускаются из здания управления УВД (об этом говорилось вначале публикации), то эти люди, возможно, остались бы живы.

Хорошая привычка – осматриваться в незнакомом здании, в торговом центре и в других подобных объектах. Обратить внимание на то, где размещены выходы, может быть, не промчаться бегом мимо плана эвакуации, а приостановиться и постараться его изучить. Ведь все это опять же может спасти жизнь. И, возможно, не только вашу.