Сибирская одиссея французского путешественника

Француз Сильвен Тессон поселился в таежной пади Северная Кедровая на западном берегу Байкала в 2010 году. До этого у Сильвена за плечами было немало путешествий. Так, например, на мотоцикле он пересек Центральную Исландию, пешком – Гималаи, на лошадях прошел степи Центральной Азии, вообще немало поездил по миру с приятелем. А итогом странствий были книги. 

Домик в тайге

  • Фото Сергея Шабурова

Сильвен является сыном известного газетного магната Филиппа Тессона. Одна из сестер путешественника – актриса, другая – искусствовед. По образованию Сильвен географ, пишет канал на Яндекс Дзен «Планета Сибирь».

С сибирскими просторами француз знаком хорошо. Так, в мае 2003 года Сильвен и фотограф Томас Гойский отправились маршрутом героев книги «Долгий путь» поляка Славомира Равича, который смог совершить побег из лагеря в Якутии. Автор в подробностях описал побега из ГУЛАГа, когда заключенным пришлось пройти Сибирь и Монголию и добраться до Индии. В конце уже своего маршрута Сильвеном был сделан вывод, что такой побег был возможен. В общем, на Байкал француз прибыл опытным путешественником. 

От Иркутска падь Кедровую отделяют, по меньшей мере, 350 км. Попасть туда случайно невозможно, так как в тайге водятся медведи. Глухое и относительно безопасное место Сильвену помогли выбрать сотрудники Байкало-Ленского заповедника, в том числе Сергей Шабуров. Француз хотел пожить в одиночестве, но где – не знал. 

Зимовье пришлось подремонтировать. Из средств цивилизации – спутник, чтобы раз в неделю Сильвен мог связаться с родиной. Внутри условия походные: умывальник, ведро, свечи, керосинка, буржуйка. Чтобы топить печь, сибиряки снабдили путешественника чурками. Для проведения досуга француз взял с собой много книг. Рядом с избушкой была построена баня. В ней водные процедуры Сильвен принимал раз в неделю. По его словам, очищал организм от водки. 

Только не все время пришлось путешественнику быть в этих местах в одиночестве. Как-то раз в окно он увидел на льду несколько джипов. Экстремалы выпилили небольшой бассейн, искупались и уехали.

«180 дней одиночества» – документальный фильм, там местных позабавили монологи Сильвена. Например, о том, что славяне часами могут сидеть у окна и наблюдать за тем, как вода на стекле становится бусинками. И что зимой людям вообще незачем часто выходить на улицу, потому что они без конца швыркают чай. 

Несколько раз Тессон поднимался к вершинам Байкальского хребта, утраивал ночевки в палатке. До навигации и правда находился один. А потом о «Робинзоне» узнали туристы. И повалили в то место, стремились угостить путешественника, выпить с ним. Посетители рассказывали французу о том, что происходит в мире. 

Уже первые записи из сибирской тайги наделали шума. Туда приехали телевизионщики. Снимался и фоторепортаж о жизни отшельника. Попасть в домик путешественника было так много желающих, что образовалась даже очередь. А один состоятельный гость отметил про путешествие в сибирские дебри, что за свои деньги он перенес мученья и что ничего подобного в мире ему еще не предлагали. 

Из домика, в котором жил француз, хотели сделать туробъект, но не сложилось. А Сельвен на основе таежных записей написал книгу, которая в русскоязычной версии называется «В лесах Сибири». 

Летом 2014 года француз сорвался с высоты (крыша или балкон). И медики прогнозировали ему в лучшем случае инвалидное кресло. Но Сельвен поднялся на ноги и опять отправился путешествовать. Он пешком пересек Францию, а Сергею Шабурову прислал фотоотчет покорения тотемной скалы в Австралии. Тессон говорит, что скучает по Сибири и хочет вернуться сюда с новым проектом.